Перейти к содержимому

Психология вождения

Демонстрационное вождение - феномен, порождающий трагедии

Трагедии на дорогах происходят по разным причинам. Но есть одна категория ДТП, которая на первый взгляд ничем не отличается от других. Но если провести расследование  данной категории ДТП не с технократических, а психофизиологических позиций, то сразу обнаруживается одно общее во всех этих трагедиях начало - обязательно присутствует лицо, наблюдавшее за работой водителя, и которому оно не безразлично, или лицо, которому водитель пытается продемонстрировать свое "водительское мастерство", которым не владеет.

Причина того, что трагедии, о которых идет речь, не попали ни в чье поле зрение, объясняется одним - применяемый технократический подход при расследовании ДТП не позволяет устанавливать их (как, впрочем, и многих других трагедий!) причины, связанные с особенностями поведения человека за рулем. В результате этого обычное вождение превращается в демонстрационное. Что же это за феномен «демонстрационное вождение», и почему он столь опасен?

Чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо представлять особенности психической регуляции деятельности водителя. Это именно то, о чем сегодня не говорят ни в автошколах, ни в ГИБДД и даже не пишут в многочисленных книгах. Вся автотранспортная система России даже в 21 веке, благодаря усердиям ГИБДД, зиждется на абсолютно примитивном представлении: безопасность дорожного движения - это соблюдение ПДД + умения и навыки вождения. Отсюда пресловутые причины трагедий: нарушил ПДД или не справился с управлением и любимый метод борьбы – постоянное повышение штрафов. Но почему эти «причины» проявились, никого не интересует. Примерно такое же представление успешно культивируют в своих книгах бывавшие автогонщики, ни на секунду не задумываясь о том, что обычный водитель и автогонщик, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Между тем у любого понимающего психологию специалиста изложенные выше формулировки безопасности движения и причин ДТП вызывают ироническую ухмылку. Дело в том, что водитель управляет ТС, опираясь на конкретные психические механизмы, функционирующие по определенным законам. Если данные законы соблюдаются, т. е. водитель их знает, обучен тому, как ими правильно пользоваться, да еще осведомлен об опасных факторах, которые приводят к нарушению функционирования этих законов, то он всегда будет надежен за рулем. К сожалению, ни в подготовке водителей, ни при расследовании ДТП об этих законах никто даже не заикается.

Итак, водитель регулирует свою деятельность, опираясь на психические механизмы. Несмотря на относительную многоплановость, в них достаточно четко проявляются такие слагаемые, как психические установки (уступать дорогу - не уступать, пропускать ТС - не пропускать, соблюдать скоростной режим - не соблюдать и т.д.), убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить ТС или мне надо быть осторожнее; скорость - удел сильных и др.), суждения (спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но ПДД нарушать не буду и т.п.). В данных слагаемых психических механизмов отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Понятно, что при правильных установках, убеждениях и суждениях водитель будет надежен, однако если эти слагаемые страдают, то страдает ибезопасность вождения.

Факторов, влияющих на состояние психических механизмов регуляции, достаточно много и водитель о них должен знать и уметь предотвращать их негативное проявление. К числу таких опасных факторов для определенной категории водителей (молодых по возрасту, особенно, если они не владеют информацией об этих факторах) относится присутствие в кабине (другом автомобиле или на дороге) лица, которое не безразлично конкретному водителю. Это приводит к непроизвольному появлению большого желания блеснуть своим водительским мастерством. Возникает опасная установка, как правило, на превышение скоростного режима движения и/или экстремальное маневрирование без учета дорожных, погодных, световых и прочих условий. Она, в свою очередь, порождает изменение мотивации: безопасность вождения уходит на задний план, а доминировать начинает достижение максимального чувственного (зрелищного) эффекта, который, как уверен водитель, вызовет восторг и восхищение у наблюдающего.

Не зная о непроизвольном появлении новой установки и извращенного мотива, водитель слепо поддается их влиянию и создает немыслимую скорость и/или выполняет недопустимые маневры. Он даже не учитывает при этом, еще раз подчеркнем, дорожных, погодных и световых условий. О том, что вождение на больших скоростях или экстремальное маневрирование имеют ряд особенностей, связанных с психофизиологическими возможностями и ограничениями человека, водители не знают. В результате они оказываются в ловушке, созданной собственными «мозгами», руками и ногами, из которой безопасно выйти не в состоянии. Одним словом, сам водитель сделал все, чтобы ДТП стало неминуемым.

Именно изложенный психический механизм приводит к многочисленным трагедиям на дорогах, когда в автомобиле гибнет не только молодой по возрасту водитель, но такой же молодой его друг или подруга. Нередко такое вождение приводит к гибели целой компания молодых друзей. Причем, как правило, автомобиль оказывается исправным, а водитель трезвым. Если же водитель бывает нетрезвым, то данный феномен проявляется значительно сильнее. К глубокому, сожалению, таких ДТП масса и самых разных видов: опрокидывание ТС на повороте, непроизвольный выезд (вынос) ТС на встречную полосу и столкновение с другим ТС, наезд на пешехода, столкновение с препятствием и т.д. Однако, еще раз отметим, они не расследуются правильно ГИБДД, а потому профилактических рекомендаций по их предотвращению не разрабатывается.

Из вышеизложенного становится понятным, почему описанный стиль вождения называется «демонстрационное вождение». Именно используя его, водитель хочет показать близкому ему человеку (или людям) свои, как ему кажется, высокие профессиональные возможности. Увы, «ножницы» возникающие между профессионализмом (низкий) и уровнем сложности выполняемой задачи (высокий), который себе определил сам водитель, приводят к трагедии. Все в ней банально просто, но только с психофизиологической точки зрения, а с технократической она остается нераскрытой.

Профилактика трагедий, связанных с феноменом «демонстрационное вождение» заключается в следующем:

  1. Необходимо в программы обучения в автошколах включать сведения о психических механизмах регуляции деятельности водителя и опасных факторах, нарушающих их функционирование.
  2. Следует также доводить до сведения обучаемых информацию о данном феномене.
  3. Обязательно разбирать на занятиях в автошколах, автопредприятиях примеры ДТП, в которых проявился данный феномен.
  4. Обучать водителей предотвращению проявления данного феномена путем самоубеждения себя в том, что изменение стиля вождения под влиянием присутствующего лица опасно и приводит к трагедиям в силу того, что психофизиологические и профессиональные возможности водителя имеют ограничения.

Изложенные рекомендации, как и сами ДТП данного вида, должны оперативно стать предметом для разбора в автошколах, если мы хотим сократить гибель людей, особенно молодых. Кстати, никакие повышения штрафов не являются действенным мероприятиям в профилактике подобных трагедий.

Профессор В. В. Козлов (информация с сайта autotribuna.ru)

Психология вождения: почему мы так ездим?

Почему на дороге столько хамов? Почему одни нарушают правила, а другие молча стоят в пробке? Попытаемся разобраться
Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем по безопасности. Речь пойдет о психологии участников движения. Каждый водитель знает ПДД и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Но при этом выезд на дорогу почему-то превращается в стресс, а агрессия водителей превышает все мыслимые пределы. Почему? Ответ на этот вопрос мы собираемся дать в цикле публикаций о психологии вождения.

В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам.

Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль. Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим. Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты!

Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём — мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход?

Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас...

Причина первая: свои и чужие

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Причина вторая: анонимность и «чувство защищенности»

Речь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали.

А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, — поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. — Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда — нельзя».

«А что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропорядочный автолюбитель. Во многих странах этот вопрос решили силами самих граждан. К примеру, в США действует так называемый «Соседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личностях или действиях, причем нарушения ПДД к ним тоже относятся. Схожие программы есть и в Европе. В России же пока только обсуждается возможность привлекать водителей к ответственностям по записям с видеорегистраторов. Убеждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь надеяться, что навести порядок на дорогах можно исключительно силами ГИБДД без активного гражданского участия, по меньшей мере, наивно

Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

Причина третья: пробки

Но нарушения правил — не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему?

Опоздания на работу, сорванные договоренности, несостоявшиеся свидания и просто потерянное время — это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают... в обычной очереди. Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить. Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка — пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно. «Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется. «Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», — восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет — считает Том Вандербильдт. Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём — необъективная оценка собственных сил.

«Существуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себя некомпетентным: вождение автомобиля и секс», — сказал как-то бывший гонщик Формулы 1 Стирлинг Крофард Мосс. По данным большого количества исследований, проведенных от США до Франции и Новой Зеландии и собранных учёным Д. Уолтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». Но при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличивается. Хороших водителей стало больше, но они стали злее? Похоже на парадокс. Но на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! Мы не можем взглянуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты обязательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «Опять какой-то дурак на дороге попался!». А может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? Ведь часто мы срываемся на других, забывая предъявить высокие требования прежде всего к самим себе. И не забываем — знаний много не бывает. А о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «Учиться? Не хочу, не буду...».

Причина четвертая: дороги

Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

О том, как существенно повысить комфорт передвижения по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи «Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений».

Причина пятая: автопроизводители

Но есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. Посмотрите на эту рекламу. Ее авторы поощряли агрессию за рулем! Не похоже, что это озаботило ГИБДД, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное время. Молчаливо одобряет такой взгляд на мир и общество — начиная от убежденности, что именно так и надо себя вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Брата-2 «Куплю всех!»), заканчивая пассивным взглядом на вещи в стиле «Ну что мы можем изменить?».

Примеры такой «асоциальщины» надо запомнить и... дружно посмеяться! Вы только посмотрите, насколько это нелепо! Пройдет лет двадцать, и «крутые чёрные джипы» и их «хозяева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматься с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. Сомневаться, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоваться носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивляются до сих пор. В общем, добро обязательно победит!

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Эксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулём надо... игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор. Бессмысленно портить себе настроение», — поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. А потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!».

Историческая справка

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальным институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Тимофей Исаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *